Главная » Статьи » Правый берег

Воскресенский собор

 

Главная достопримечательность города – Борисоглебский Воскресенский собор по праву считается архитектурным шедевром, колоссом русского народного  зодчества 17 века. В его величественной архитектуре соединяются вековые традиции храмового строительства и чудесная индивидуальная изобретательность мастеров. Ни Москва, ни богатый Ярославль, не смотря на ревностное «храмоздательство», не сумели создать таких колоссальных памятников.

  По своим размерам Воскресенский собор превосходит все ярославские храмы. Стоит собор на возвышенном открытом месте. В одной ограде с ним поодаль располагается колокольня. Архитектурное своеобразие Воскресенского собора сильнее всего выражается в его двухэтажных, поставленных на длинную анфиладу сводов папертях. Но не только архитектурное совершенство Воскресенского собора выдвигает его в ранг памятников культуры мирового значения.

  История Воскресенского собора примечательна. По преданию при Иоанне Грозном на его месте находилась 2хэтажная дер. церковь князей Бориса и Глеба (каменный столп у собора напоминает о том).


 

В середине 17 столетия уже высилась каменная трёхшатровая (освещена 24 июня 1652). Спустя два десятилетия от тяготы шатровые верхи расселись, поэтому прихожане бьют челом ростовскому митрополиту Ионе (Сысоевичу), чтоб благословил он «шатры разобрать до полуцеркви им изнова с уступом от алтарей пострить церковь Божию на сводах во имя Воскресения Христа Бога нашего, холодную…»
Безвестные ярославские зодчие создали удивительный по красоте и монументальности собор, украшенный кирпичным узорочьем. В 1675 году строительство завершено.

  Под сводами Воскресенского разместилось собственно две церкви: нижняя - теплая, верхняя - холодная (летняя). Собор с трех сторон окружен двухъярусными галереями. В летний храм ведут два крыльца – западное и южное, покрытые бочарными кровлями. Венчает собор мощное пятиглавие с простыми восьмиконечными крестами. Стройные полуколонки, израсцовые вставки, гребенчатые наличники огромных окон, декоративные кокошники и тонкие тяги с перехватами на барабанах не утратили зрительной связи с конструкцией храма ( ведь зодчим пришлось использовать основу старого здания 1652 года), мощь столбов в нижних ярусах галерей выявляют глубокие кессоны, весь храм обегают декоративные горизонтальные пояса. Кружевной характер каменного узорочья контрастирует с монументальным величием стен массивно собора. Колокольня и трехъярусные Святые ворота были сооружены в конце 17 столетия.
В нижнем храме находятся три придела: центральный -  в честь Смоленской Пресвятой Богородицы (ее еще именуют Одигитрией или Путеводительницей), южный придел освещен в честь священномученика Харалампия ( святой епископ жил в Греции во II веке, прославился бесстрашным исповеданием веры христианской среди язычников, за что принял мученическую кончину). В переводе с греч. Харалампий – «сияющий радостью». Престол северного придела освещен во имя Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Центральный иконостас нижнего храма устроен в конце 19-начале 20 века, он одноярусный.

  В летнем храме 4 престола: главный расположен в центр. части, освещен в честь Воскресения Христова; два придела расположены на галереях – с северной в честь святых апостолов Петра и Павла, с южной в честь святителя Николая Чудотворца. В диаконнике главного алтаря находится придел в честь святых благоверных князей Бориса и Глеба.  

  Величественный шестиярусный иконостас выполнен в конце 17-начале 18 века. Иконостас – грань между видимым и невидимым мирами, он являет нам Ангелов и святых. Ажурная резьба царских врат, колонн, киотов иконостаса покрыта позолотой. Ктиторские места (или клиросы –места для певчих)  относятся к 17 веку, расположены у столбов напротив иконостаса, они имеют в основании скульптурные изображения львов, восьмигранные стенки их тоже украшены золоченой резьбой.



  В соборе хранятся многие святыни, собранные в течение столетий: деревянное резное распятие (предположительно 16 век), найденное, по преданию, на берегу Волги. Такие кресты называют «патриаршими». Подобный крест венчал жезл, который апостол Иоанн Богослов вручил преподобному Авраамию Ростовскому (11 век) для сокрушения идола Велеса. В отдельном киоте –  деревянное скульптурное изображение Николая Можайского 16 века. Хранит собор чудотворные иконы Божией Матери Владимирскую, Донскую и очень редкий образ Матери Божией Силуамской (16 век), украшенный бисерным окладом, венцом ажурной чеканки и басмой, из женского Успенского монастыря была перенесена чудотворная икона Божией Матери «Благодатное небо». В 1994 был устроен ковчег с частицами мощей святого благоверного князя Романа Угличского, священномученика Харалампия, ярославских святых князей Феодора, Давида, Константина и других угодников Божиих.

  Национальная гордость – фрески собора, ознаменовавшие вершину высокого стиля ярославско-костромской иконографии. По своей трактовке, художественному исполнению фрески собора не имеют аналогов. Трудно найти в мире такие колоссальные стенописи, как в Воскресенском соборе. Стены, паперти, фронтоны крылец, закомары, своды, порталы, столбы, главы – практически все внутренние поверхности и своды – всё это покрыто росписью. Цикл росписей на галереях посвящен событиям ветхозаветной истории, начина с «Дней творения» до подробно изложенной «Истории Иосифа Прекрасного». Фрески на стенах и оконных проемах иллюстрируют сюжеты Библии о духовных подвигах святых, тексты молитв и псалмов. Кроме того, в роспись галерей включены сюжеты: «Крещение Руси», «Повесть о явлении Тихвинской иконы Божией Матери».

  Роспись центрального объема собора отражает Евангельскую историю: притчи Христа, чудеса, совершенные Им, страдания, крестную смерть Спасителя, Воскресение из мёртвых и явление ученикам. На южной стене в нижнем ярусе – изображение Вселенских соборов святых отцов (они определили основные догматы православной церкви). На столпах, поддерживающих своды – русские святые князья и мученики-воины. Венец композиции – образ Христа Вседержителя - в центральном куполе собора, а в двух малых куполах – Господь Иисус Христос «Еммануил»  и Пресвятая Богородица «Знамение». Всю западную стену занимает композиция «Страшный суд». Она будто напоминает всем, выходящим из храма, о блаженстве праведников, об участи грешников и тем самым предостерегает от греха.
Внутреннее пространство погружено в полумрак из-за того, что нижний ряд окон выходит на галереи-паперти. Свет беспрепятственно проникает извне лишь через окна  верхнего яруса (храма), своеобразная игра света высвечивает золото икон, живописные образы росписей или присутствующих на службе прихожан. Через открытые двери портала в перспективе предстаёт во всём великолепии иконостас и расписанный фресками интерьер, хоругви, отделанные чеканкой и эмалью.

  Слева от входа находится громадная икона Всемилостивого Спаса Нерукотворного – духовная святыня города. На огромной потемневшей иконе Господь – правая рука Его поднята для благословения, в левой – Евангелие. По преданию образ написан в 15 веке святым преподобным Дионисием Глушицким и первоначально располагался в куполе (был «небом») древней церкви святых Бориса и Глеба. В 18 веке образ вынесли в основное помещение храма. Образ Всемилостивого Спаса прославился многочисленными чудесами. В 1749 году икону по распоряжению митрополита Ростовского Арсения забрали в архиерейский дом, и вернулась икона через 49 лет.

  Воскресенский собор дважды посетил как Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (1993 и 1997 гг) и один раз как епископ (1963 год). Далеко не каждый исторический городок России удостоился такого внимания и чести.

  Летом 2003 года в Воскресенском соборе состоялось венчание российского космонавта Юрия Маленченко (командира международной космической станции) с американкой русского происхождения Екатериной Дмитриевой.

 

Категория: Правый берег | Добавил: ctrb-admin (24.03.2009)
Просмотров: 5094